Архив Хронология Свиток Форум Скрипторий
Эпохи



Врата Времени / Свиток /

Философ и Король

В. И. Уколова

икую истину, должны пройти века. А пока даже сам Теодорих, король, который стремился слыть просвещенным правителем, подписывает свои указы,с помощью штампа — золотой таблички, на которой вырезано его имя. Услужливые руки секретаря в нужный момент подсовывают Теодориху эту табличку, он проведодил по ней чернилами, и подпись готова.

Опять мысли Боэция вернулись к Теодориху. Их первая встреча произошла, когда Боэций едва вступил в юношеский возраст. С отчимом он прибыл в Равенну, ставшую столицей государства остготов. Толстые стены домов, их узкие, похожие на бойницы окна, насыпной вал — все усиливало сходство города с крепостью.

Теодорих принял их в бывшем императорском дворце торжественно и с почестями, подобавшими высокому положению приемного отца Боэция — главы сената и одного из знатнейших римлян. Король восседал на троне в одеянии римского императора, которое, как показалось юноше, было словно с чужого плеча на мощном теле германского вождя. Доспехи воина для него были привычней, чем парадная римская тога.

Боэций знал, что бесстрашие и дерзкая отвага сочетались в Теодорихе с жестокостью и коварством. О военном искусстве своего короля варвары слагали героические песни. Но было известно и другое. Став единовластным правителем, Теодорих понял, что только силой нельзя удержать римский народ в повиновении. Он решил осуществить сложнейшую задачу- объединить завоевателей и завоеванных в единый народ, сдружить римлян и готов. Был издан закон, по которому земли были поделены между местным населением и остготами. Теодорих не стал разрушать римские традиции, отменять римское право. Напротив, он использовал их для укрепления своего государства. Теодорих привлек на службу знатных и образованных римлян, посулив им восстановить былую римскую славу.

В двадцать лет Боэций стал министром Теодориха. Однажды он вместе с королем посетил военную школу готов. В честь короля был показан учебный бой. Теодорих, явно любуясь тем, как ловко владеют оружием готские юноши, сказал, обращаясь к Боэцию:

- Разве воинское искусство не прекрасней вашей философии? Наука украшает лишь утративших былое мужество римлян и женщин. Поэтому я и просил обучать всяким наукам свою дочь. Готские же юноши и мальчики не могут найти ничего полезного для себя ни в ваших книгах, ни в ваших школах. Если у них появится страх перед плеткой учителя, они не смогут без трепета смотреть на меч.

- Но ведь только познание и учение открывают перед человеком врата мудрости, — возразил Боэций, — и философия должна быть главной наставницей правителя — так говорил еще мудрейший Платон.

- Философия? — с плохо скрываемым раздражением переспросил Теодорих. Но, погасив гнев, продолжил: — Философию предоставляю вам, мой друг. Но не в ущерб делам! А власть — это забота королей! И не философам судить о деяниях правителя!

Этот разговор хотя и оставил тяжелый след в душе Боэция, однако не сказался на его дальнейшей карьере. Через несколько лет он получил пост первого министра короля. Боэций активно участвовал в решении вопросов войны и мира, писал указы, которые скреплялись подписью короля, распределял денежные средства и урожаи, принимал посольства. Он был хорошим государственным деятелем, но настоящим смыслом его жизни были поиски истины, занятия философией и другими науками. Он хотел донести до современников и потомков смысл учений древних философов, о которых многие уже стали забывать в условиях постоянных войн и разрухи. Боэций и другие просвещенные люди V — VII вв. попытались систематизировать античные знания в учебниках-энциклопедиях. Совсем молодым Боэций написал учебники по арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Они не похожи на те, по которым занимаются современные школьники. В учебнике по арифметике нет привычных задач, но зато излагаются философские учения о числе, ибо древний математик и философ Пифагор утверждал, что число лежит в основе мира. По учебнику музыки нельзя было научиться играть на каком-либо инструменте: это считалось делом уличных или придворных музыкантов, но в нем объяснялось, что весь мир связан едиными законами мировой музыки.

Пройдя курс <свободных искусств>, так назывались в те времена семь обяза

« Назад | Cтр.: 2 | Далее »


<— В раздел Средние века


О проекте | Контакты ©2005-2006 TimeGate.ru