Архив Хронология Свиток Форум Скрипторий
Скрипторий


Врата Времени / Скрипторий / Религия и история

1096 год

Крестовые походы: Поход бедноты

Крестовые походы: Поход бедноты
В своей речи перед десятками тысяч собравшихся на равнине у Клермона, папа Урбан II определил дату выступления для крестоносцев - 15 августа 1096 года. Общий сбор был назначен в Константинополе.
Сам папа с целью пропаганды крестового похода посетил множество областей Франции и созвал аналогичные соборы в Руане, Туре, Ниме и Анжере. Везде его речь вызывала приступы энтузиазма и народного воодушевления! Желание освободить Иерусалим и посетить Святые места превращалось во всеобщую страсть.
Восторженные настроения французов перекинулись в Англию, Германию, Италию и Испанию! Крестовое движение приняло интернациональный характер.

Многочисленные священники, монахи и просто поддавшиеся массовому психозу, вызванному речью папы, люди стали объезжать поместья Франции и Германии с целью донести выступления папы до большего количества людей. Больше всего в этом преуспел отшельник из  французского города Амьена Петр, получивший прозвище - Пустынник.
Он передвигался на своем муле, между городами  в Северной и Средней Франции, где проповедовал преимущественно между крестьянами и обедневшими рыцарями. Маленького роста, худой, в мантии на голое тело с капюшеном на голове, он обращался к ним с призывом идти и освобождать Гроб Господень.

Будучи  выдающимся оратором, он хорошо понимал психологию толпы и производил  на своих слушателей сильное впечатление - многие готовы были, бросив все, идти за ним на Восток.
В довесок ко всему прочему возникла легенда, что главным инициатором крестового движения был именно Петр Пустынник, которому в храме Гроба Господня в Иерусалиме обратился сам Спаситель. Согласно легенде именно он (Петр) должен был рассказать у себя на родине о "бедствиях Святых мест" и "побудить сердца верующих очистить Иерусалим от жестоких притеснителей веры". После этого чудного ведения, якобы сам патриарх иерусалимский принял его у себя, вручил ему письмо Спасителя и снарядил корабль, на котором Петр прибыл в Европу и поспешил в Рим, где и передал письмо папе Урбану II. Эта история была во многом эффектна и красноречива, но записи некоторых современником указывают на тот факт, что Петр Пустынник никогда не был в Иерусалиме и о его существовании, помимо Спасителя, не знали ни папа, ни патриарх.

Речи папы и проповедников, подобных Петру Пустыннику произвели оглушительный эффект на безграмотных - тысячи людей покидали обжитые места и объединялись под знаменем Креста.
Феодалы и рыцари в отличие от опьяненной эйфорией бедноты  понимали, что поход будет долгим и тяжелым, и поэтому стали обстоятельно готовить свое выступление. Среди крестьян, большая часть паломников не хотела ждать и требовала, чтобы Петр Пустынник стал во главе бедноты и повел ее на Восток.

Уже ранней весной 1096 года многочисленные крестьяне, ремесленники и купцы распродавали свои земли и имущество за бесценок и целыми семьями отправлялись в далекую Палестину, в надежде обрести свободу, богатства и райскую жизнь. Даже разбойники с большой дороги то же хотели идти воевать с врагами христианства, дабы искупить свои преступления. Ходили толки, что  известные покойники поднялись из своих могил, чтобы принять участие в походе.
Главные дороги Франции были заполнены многочисленными отрядами паломников, стремящихся на Восток. В основном это были плохо вооруженные крестьяне с тощим кошельком и обузой в виде семьи. Были среди них и рыцари из числа безземельных - немногие кто знал основы военного дела. Одним из них был Вальтер Голяк - бедный рыцарь из Лотарингии, предводитель большого отряда крестьян.

По оценкам историков общая численность отрядов французской бедноты достигала ста тысяч человек.
Все эти отряды бедноты вышедшие из различных уголков Франции соединились в Кельне, где Петр Пустынник, рассчитывал пополнить "войско" немецкими крестьянами. Но его речи не производили на немецких крестьян, того эффекта, который был во Франции и вскоре после Пасхи, Петр Пустынник приказал основной  части французских крестьян двигаться, под руководством Вальтера Голяка к Константинополю, а сам с небольшим отрядом остался в Кельне, чтобы продолжить агитацию.
К тому времени, когда крестьянская армия, возглавляемая Голяком, подошла к землям Болгарии - у крестьян кончились все припасы и деньги. Крестоносцам, пришлось разделить армию на несколько отрядов, чтобы хоть как-то прокормится, но это оказалось роковым решением для них.

Для того чтобы не умереть с голоду крестьяне стали грабить местное население, что естественно не понравилось болгарам, которые восприняли крестоносцев как захватчиков и дали им достойный отпор. В конечном итоге большая часть арии крестьян была уничтожена или рассеяна и до Константинополя смогла пробиться лишь небольшая часть (около 10000 человек) во главе с Вальтером Голяком.
К тому времени, Петр Пустынник набрал в Германии около 40000 паломников из немецких крестьян для участия в крестовом походе. Судьба этого войска сложилась более удачно - зная, какая участь постигла французских крестьян, Петр решает вести свою армию через венгерские степи. Более умеренная политика в отношении  грабежей местного населения, позволила сохранить значительную часть армии и добраться до Константинополя.
Объединенное войско Вальтера Голяка и  Петра Пустынника, стало дожидаться третью - самую большую армию крестьян.

Не желая уступать немцам и французам, в святую землю двинулись крестьяне из Италии, Англии, Испании и даже скандинавских стран. Это многонациональное сборище бедноты, но это раз не имело единого предводителя, а большинство слабо представляли, где находится Иерусалим. По словам современников, предводителями одного из отрядов были: гусь и коза, которые шли впереди отряда и "указывали" дорогу!
Учитывая тот факт, что третье войско крестьян имело в своих рядах разбойников и бродяг больше чем первые два - количество грабежей местного населения по пути следования в Иерусалим было значительным.
Больше всего досталось евреям, множество колоний которых, располагалось в то время по берегам Рейна. Голодные, озлобленные и неуправляемые толпы стали громить дома  евреев и их синагоги, считая их "врагами Христа". Тысячи евреев были убиты, а большинство синагог снесены до основания.
Но когда, крестоносные отряды пересекли границу Венгрии - они встретили организованной сопротивление местных жителей, имевших опыт столкновения с отрядами Петра Амьенского. У стен города Вазельбург произошло решающие сражение между крестоносцами и венграми, в результате которого почти все крестоносное войско было разбито и лишь немногим удалось добраться до Византии.

Итак, летом 1096 года под стенами Константинополя собралась огромная масса бедных и оборванных людей, желающих с оружием в руках освободить гроб Господа Иисуса Христа.
Византийский император Алексей, по началу тепло принял крестоносцев, но когда их численность  достигла  шестидесяти тысяч человек - они стали попросту не управляемыми и снова принялись за старое - грабеж. Уговоры вождей не возымели нужного действия, отряды оборванцев стали грабить местное население и  даже церкви и монастыри.

Неудивительно, что терпению императора скоро наступил конец, и он поспешил отделаться от столь неприятного общества франков. Используя весь свой флот, он переправил крестьянское войско на другой берег Босфора, в крепость Циботус, граничившую с владениями мусульман.
Охваченные эйфорией и предвкушением богатой добычи, крестоносцы рвались в бой. Петр Амьенский, предлагал не предпринимать на каких действий до подхода рыцарей, но его призыв не был услышан и он, не желая ввязываться в авантюру, покинул войско и возвратился в Константинополь.
Толпы необученных крестьян остались без единого руководства и не имели какого-либо плана предстоящей компании. Все это в итоге, привело к поражению крестьянского войска в схватах с более опытными и беспощадными сельджуками.

Хотя казалось, что по началу военные действия для крестоносцев складывались не так уж и плохо. В нескольких мелких сражения они нанесли поражение туркам, а один из французских отрядов совершил набег под стены Никеи и вернулся с богатой добычей. Но на этом удачи крестоносцев закончились.
Национальные распри раскололи их лагерь по национальному признаку, и каждая нация решила действовать самостоятельно.

Германцы под впечатлением набега французов на Никею решили захватить этот город и выступили из Циботуса  на восток. Им удалось захватить  недалеко от Никеи крепость Эксерогорго, но вскоре огромное войско сельджуков осадило крепость. В течение восьми дней крестоносцы отбивали атаки турков, но в итоге преданные своим вождем они были перебиты или взяты в плен.
После получения в Циботусе известия о поражении немцев, другие национальные отряды приняли решение идти на Никею, чтобы отомстить за смерть христианских братьев.

21 октября 1096 года, в  долине между Циботусом и Никеей, на ничего не подозревающих  крестоносцев напали сельджуки. Неорганизованное войско крестьян вначале попало под град стрел, выпущенный турецкими лучниками, а затем конница сельджуков довершила разгром деморализованной армии пилигримов.
По различным источникам, в этой битве погибло около двадцати пяти тысяч крестьян, многие попали в плен и лишь небольшому количеству крестьян, удалось прорваться обратно - в Константинополь!

Такова оказалось участь передовых отрядов крестоносцев - простого народа, отправившегося в "Святую землю", в поисках лучшей жизни.



<— В раздел Религия и история


Комментарии

05.12.2006 00:19 Голяк Николай пишет

Обалдеть!Даже не знал,что так давно моя фамилия упоминается.Интересно.

Ваш Комментарий:

Имя:


Комментарий:


О проекте | Контакты ©2005-2006 TimeGate.ru