Архив Хронология Свиток Форум Скрипторий
Скрипторий


Врата Времени / Скрипторий / На вершине прогресса

1903 год

Братья Райт - первый полет

Братья Райт - первый полет
17 декабря 1903 года Орвилл Райт совершил первый управляемый полет на машине тяжелее воздуха - т.е. на прототипе современного самолета.
Давняя мечта человека - обрести крылья стала реальностью в результате этих первых 12 секунд полета.
До этого момента из аппаратов тяжелее воздуха в небо поднимались лишь безмоторные планеры.
Они могли парить в воздухе подобно птицам, использую энергию теплового воздушного потока.

Однако, не смотря на первенство братьев Райт в осуществлении первого полета, следует заметить, что первый самолет был построен еще в 1882 году. Его конструктором стал русский морской офицер Александр Федорович Можайский. В 1876 году  он построил модель планера с тремя винтами создававшими тягу с помощью часовой пружины.
Успешные полеты модели аэроплана Можайского воодушевили изобретателя на постройку уже реального самолета. Аэроплан имел все конструктивные узлы характерные для современных самолетов. Для вращение винтов  изобретатель поставил паровую машину. Но во время испытаний самолет смог только на короткое время оторваться от стартовой площадки. Можайский умер в 1890 году, так и не успев - доработать свою машину.

Довести "до ума" идею аэроплана, было суждено братьям Райт. Орвилл и Вильбур были сыновьями бедного священника. Первое их знакомство с летающим аппаратом состоялось в 1878 году, когда их отец принес домой игрушечный геликоптер, который летал на резиновой тяге. В последствии они увлеклись воздушными змеями и велосипедным спортом и открыли велосипедную мастерскую, где позднее наладили собственное производство велосипедов.
В 1896 году под впечатлением полетов планеров О.Шанюта и С.Ленгли они
начинают серьезно заниматься проблемой освоения воздушного пространства на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Прочитав множество литературы по аэронавтике, братья Райт приходят к выводу, что для успешного управляемого полета в начале необходимо создать устойчивую и максимально управляемую конструкцию обычного планера, а  уже потом ставить на нее двигатель.
Они приобретают планер у О. Шанюта и начинают постепенно осваивать пятый океан.

Основная проблема у планеров того времени была в том, чтобы держать в полете равновесие и не свалится на крыло. Братья РайтЛетчик не имел возможности как то регулировать поперечную устойчивость(крен) машины и бороться с ветром. Эта проблема не была решена и в конструкции планеров Шанюта, поняв это, братья начинают эксперименты по созданию наиболее оптимальным вариантом конструкции  крыльев.  Для создания встречного потока воздуха, братья Райт используют собственноручно построенную аэродинамическую трубу.
В конце концов, они находят приемлемое решение проблемы поперечной устойчивости планера, сделав приспособление для перекашивания задней кромки на концах крыльев, которое позволило намного улучшить устойчивость машины в полете.
Отказавшись от конструкции планера Шанюта, с которым они первоначально ставили опыты, братья строят свой планер с нуля и начинают полеты с холмов в пустынной местности Китти-Хоук на берегу Атлантического океана.
В течение осени 1902 года Вильбур и Орвилл Райт совершили на своем планере около тысячи полетов, в том числе при сильном ветре.  Их планер довольно устойчиво  держится в воздухе  даже при сильном ветре более минуты, а так же может немного маневрировать.
Теперь уже можно было думать о том, чтобы соединить планер с мотором.

На тот момент в США было более 20 тысяч автомобилей и братья Райт решают, что легкий и надежный двигатель внутреннего сгорания будет лучшим вариантом, нежели чем тяжелая и опасная паровая машина. Не найдя двигателя нужной мощности, братья решают сделать его самостоятельно вместе с винтами. В постройке им помогает механик Ч.Тейлор, и вскоре они создают двигатель автомобильного типа весом 77 кг. и мощностью 12 лошадиных сил, который устанавливают на нижнем крыле вблизи центра тяжести.
Всего на самолете стояло два винта диаметром 2,6 метра, вращение которых обеспечивала специальная система шестеренок и цепных передач, доставшееся в наследство от велосипедной мастерской. Общий вес самолета был около 350 кг. Взлет осуществлялся с помощью рельсовой катапульты. При испытаниях 14 декабря 1903 аэроплан успешно оторвался от земли, но через 3 секунду завалился на крыло. Три дня потребовалась братьям, чтобы отремонтировать машину и 17 декабря самолет был готов подняться небо.

Пасмурным и холодным утром 17 декабря 1903 года в 10 ч. 30 мин, Вильбур Райт подкинул монетку и через секунду выпавший орел "рассудил", что полетит Орвилл.
Вильбур запустил и стал прогревать двигатель, а Орвилл полез устраиваться на плоскость, где авиатор мог находится только в положении лежа.
После того, как Орвилл подал сигнал готовности, Вильбур привел в действие механизм катапульты и самолет стаявший на тележке, вместе с ней тронулся начал разгон по рельсу, набирая скорость.
Моряки со спасательной станции, следившие за экспериментом, видели, как аэроплан оторвался от тележки и взмыл в воздух. Братья Райт. Первый полет
Самолет находился в воздухе двенадцать секунд, после чего опустился полозьями на песок. Расстояние, покрытое в первом полете равнялось всего лишь тридцати с небольшим метрам. В течении этого дня братья, поочередно поднимали в воздух машину еще три раза. В последним  полете Вильбур Райт смог продержатся почти минуту пролетев около трехсот метров.
"Это были, - писал позднее Орвилл Райт, - первые полеты мировой истории, когда машина, несущая на себе человека, поднималась в воздух силой своего двигателя, проходила в воздухе, не уменьшая скорости, известную дистанцию и без повреждений садилась на том же горизонтальном уровне, с которого стартовала".

Самолет, вошедший в историю,  назывался - "Wright Flyer". Он был совсем не похож на современные самолеты, т.к. не имел привычного хвоста, роль которого выполнял, расположенный впереди,  руль высоты - такая схема сегодня известна под названием "утка".  Хвостовая часть самолета была неподвижной и никак не влияла на управление самолетом. Данная схема не позволяла в то время получить хорошую продольную устойчивость в полете и поэтому не получила развития.
Европейские варианты самолетов с более привычным хвостовым оперением оказались более практичным, особенно после того как их конструкторы(Луи Блерио, Анри Фарман) частично переняли у братьев Райт идею по решения проблем боковой устойчивости самолета.
К тому же, европейские самолеты благодаря колесам могли взлетать без помощи катапульты.

 Тем не менее, 17 декабря 1903 года навсегда вошло в историю как дата когда человек смог совершить первый пилотируемы полет, а братья Райт стали первыми авиаторами.



<— В раздел На вершине прогресса


Ваш Комментарий:

Имя:


Комментарий:


О проекте | Контакты ©2005-2006 TimeGate.ru