Архив Хронология Свиток Форум Скрипторий
Скрипторий


Врата Времени / Скрипторий / Религия и история

1095 год

Крестовые походы: Начало

Крестовые походы: Начало

Итак сегодня в 1095 году папа Урбан II в Клермоне (Южная Франция) призвал отвоевать Гроб Господень.
На его призыв откликнулись могушественные феодалы, простые рыцари, купцы, а также обычные горожане и деревенская беднота.
Началась эпоха крестовых походов, которая длилась почти 200 лет. За это время из Европы на Ближний Восток было совершенно восемь военных экспедиций, значание которых для средневековой Европы трудно переоценить! Сквозь череду кровавых сражений и грабежей в Святой Земле, происходило знакомство двух культур Запада и Востока.
Европейцы смогли многое узнать о восточной жизни, науке, медицине, технических достижений. Крестовые походы способстовали расширению торговли между Европой и Азией а так же созданию новых морских путей от Балтийского моря - вокруг всей Европы.


Справедлив тот факт, что открытие новых земель приводило к неизбежному конфликту первооткрывателей с коренным населением. В этой схватке как правило побеждал сильнейший, тот кто чьё уменее воевать было более искустным, чье оружее было более совершенным.
Многие народы и цивилизации после прибытия пришельцев были полностью уничтожены или попали в рабство, но только не в этом случае!
Мусульмане дали сокрушительный отпор завоевателям из Европы и в конце концов изгнали захватчиков со своей земли.
Давайте более подробно рассмотрим почему так охотно согласились пойти воевать множество людей.
Год 1095 как не трудно заметить находится на границе тысячилетий. Он считается годом завершаюшим период Темных веков в средневековье.
В Европе для такого класса людей как дворяне, в то время, единственным приемлемым занятием была война.
Но после того как набеги варваров и викингов постепенно ослабли, благородным рыцарям просто стало нечем заниматся и к тому же число таких безработных постоянно увеливалось.
Появилось множество рыцарей, не имевших за душой ничего и они в поисках легкой наживы стали передвигатся по Западной Европе угрожая спокойствию и благополучаю мелких феодалов, купцов и даже священников.
Другими, менее криминальными занятиями для дворян Европы, были охота, турниры и междоусобные войны.
Рыцарские турниры - своеобразный спорт Средних Веков, где правда победитель мог забрать все, включая титул и жизнь. На этих турнирах производился своеобразные естесвенные отбор между рыцарями - сильнейший получал призы и боевой опыт, а проигравший мог из рыцаря опустится до обычного разбойника.
Междоусобные войны - еще одно, не менее опасное занятие того времени. Обычно войны возникали на почве споров между феодалами-соседями или даже между близкими родственниками не поделившими наследство.
Осаждающая армия соседа внезапно появлялась перед замком ничего не подозревающего дворянина и пыталась взять его штурмом или заморить население замка голодом. В случае успешной осады нападающие могли расчитывать на солидный куш!
Богатые пленники так же были желанным трофеем - их всячески оберегали и о них заботились. Теперь неразумно было просто убить или унизить свеого соперника - более выгодно было получить за него выкуп или обменять на находящегося в плену родственника.
В результате турниров и междоусобных войн постепенно стало формироватся понятий рыцарского кодекса чести или рыцарского этикета.
Конечно это все касалось людей дворянского сословия, жизнь обычно крестьянина стоила значительно дешевле.
Неурожайные годы, постоянное увеличение поборов со стороны феодалов, эпидемии - все это заставляли крестьян бросать обжитые места и уходить в поисках лучшей жизни.
Технический прогресс тех времен был в полном застое, налицо было господство натурального хозяйства. Даже налоги собириалсь в натульном виде, деньги практически не использовались.
Католические священники были убеждены, что последний день 1000 год станет днем Страшнего Суда, т.е по простоу говоря концом света.
Многие люди, желая обеспечить своей душе место получше, отрекались от мирской жизни и уходили в монастыри.
Но после того, как прошел 1000 год, в Европе всем стало ясно, что конец света откладывается по крайней мере до 2000 года.
На волне морального и демогрфического подъема стали происходит заметные изменения в жизни людей. Появилось желание жить лучше и соотвественно потребность в том, чтобы красиво одеватся, есть вкусную пищу, носить дорогие украшения.
Происходят заметные перемены в сельском хозяйстве и промышленной индустрии. На смену деревянной сохе приходит плуг со стальными лемехами, широкое распростанение получает хомут и как следствие - способствует появлению многочисленного гужевого транспорта.
Теперь каждый крестьянини или ремесленник мог погрузить свой товар на телегу и увезти его в то место, где его можно было выгодно продать.
Все это дало новый виток развитию торговли. Теперь многочисленные товары стали свозить в одно место для продажи, что способствовало появлению крупных рынков и ярмарок. В последствии, крупные рынки стали основой многих европийских городов.
Нововведения так же затронули и промышленность. Изоборетение шахтных печей, позволило значительно повысить количесвто и качество железа, а внедрение вертикального ткацкого станка привело к настоящему перевороту в текстильной отрасли. Так же следует отметить изобретение верхнебойного водяного колеса, которое с помощью системы шестеренок могло приводить в движение различные механизмы, заменяющие тяжелый физический труд.
Вновь в обращение стали входить деньги, все больше вытесняя натуральный обмен.
Бурный рост населения Европы привел к тому, что повилось множество обычных людей без каких либо средств к существованию. Земельных наделов на всех не хватало, т.к. количество свободных земель не могло рости пропорционально наслению.
Все эти бездомные и беззелмельные люди собирались в банды и грабили на большой дороги купцов и путшественников, не брезговали и священниками.
Духовное влияние церкви в то время было очень большим, в особенности на обычных людей. Страх перед гневом Господним за совершенные грехи был велик и большинство людей верили, что за совершенные грехи в мирской жизни придется расплачиваться в загробной, а картины Страшного суда описываемые священниками выглядими просто ужасающими!
У грешника был один выход - замолить грехи при жизни. Но штука была в том, что по кодексу грехов, даже вполне лояльный в отношении его нарушений человек мог легко набрать сто, а то и более лет покояний! :-)
На извечный вопрос, церковь быстро нашла ответ - заменить дни покояния денежными штрафами! Но сумма выплаты таких штрафов была по силам только богатым феодалам! Для обычных крестьям и бедных горожан было предусмотрено бичевание, где год покояния был приравнен к трем тысячам ударом плетью.
Универсальным способом замолить все грехи разом, для бедных и богатых было поломнечество по святым местам! Долгое путешествие сопряженное с большими опасностями - приравневалось к духовному подвигу и снимало все накопленные грехи!
Именно этот факт сыграл большую роль в организации крестовых походов!

Официальная причина крестовых походов, преподнесенная церковью - особождение хрестианских святынь на Ближнем Востоке от неверных и устранение препятствий для посещения их поломниками из Европы.
Главная святыня хрестианской религии - Храм Гроба Господня, по преданию возведен на том самом месте, где был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос.
Другие значимые святыни для хрестиан это Голгофа - холм где был распять Иисус и Крестный путь - дорога от места, где Иисуса приговорили к казни до места его погребения и воскресения.
Все эти святыни находились в городе Иерусалим, который географически расположен на территории Палестины.
В древние времена Палестиина граничила с Восточной Финикией, Сирией и Египтом и тем самым находилась фактически на пересечении трех континентов - Европы, Азии и Африки. Вся эта область стран восточного средимноморья называлсь Левант.
Во времена распятия Иисуса на кресте, Иерусалим пренадлежал Римской империи, в которой основной религий было язычество. В 324 году после завоевания города императором Константином, христианство постепенно стало вытеснять языческих богов и в 335 году  было начато возведение Храма Гроба Господня.
В 638 году византийцы сдают Иерусалим арабскому халифу и для города начинается арабский переод. Позднее халифаты Фатимидов и Аббасидов контролировавшие большую часть Ближнего Востока, по очередно владели городом в процессе священных войн.
В переод власти фатимидского халифа Аль-Хакима в отношении немусульман велись жестокие преследования, многие синагоги и церкви Иерусалима (в том числе Церковь Гроба Господня) были разрушены.
После 945 года, власть в халифате Аббасидов переходит в руки пришедших с севера Сельджуков.
В 1071 году Сельджуки захватили город, но в 1098 году Фатемидам удалось его вернуть.
Не за долго до появления крестоносцев в Палестине, в 1090 году в Западном Иране образовается новое исламкое государство Ассасинов, исмаилиты которого устраивали беспощадный террор на всем Ближнем Востоке.
Как видно, исламский мир тего времени так же погряз в междуусобных войнах и момент для похода на Восток был выбран удачно.

Что точно говорил папа Урбан II доподленно не извесно, но наверняка он упомянал про святыни оскрвененные сельджуками, страдания хрестиан в Леванте и земли, где текут молочные реки.
И скорее всего толпа действительно скандировала "Так хочет Бог!". Речь папы несоменно удалась, многие феодалы и рыцари сразу же приняли крест(клятва отправления в поход).
Конечно, стремление освободить Святой город от неверных и замолить свои грехи было подовляющим, но дальновидные феодалы и рыцари так же расчитывали на новые земельные владения в Леванте.
Корыстная заинтерсованность церкови было так же в новые землях и богатствах, а так же в новых прихожанах и церковной десятине. Так же церковь стремилась поскорее избавится от нищих рыцарей и разбойников, которые постоянно угрожали имуществу церквей и монастырей.
Урбан II тут же изадет указ по которому всякий, кто берет крест, получает полное отпущение грехов. Так же церковь брала на себя заботу о семьях тех, кто отправился в поход и до их возвращения обязалась снабжать их самым необходимым. Кредиторам запрещалось преследование должников под страхом отлучения.
Не удивительно, что желающих отправится в Святую землю было немало.
Многие давшие обет в Клермоне прикрепили к плечу крест из красной материи, который в последсвтии стал символом крестаносцев.
Выступая в поход рыцарь прикреплял крест(обычно красный) спереди, а когда возвращался - на спину.
Отсюда и произошло их название - крестоносцы.

 




<— В раздел Религия и история


Комментарии

24.10.2007 15:05 Аноним пишет

можно было и поинтересней

10.09.2008 20:32 Николай пишет

всё давольно интересно но хотелось бы побольше информации о походе.

10.09.2008 20:35 Николай пишет

всё давольно интересно но хотелось бы побольше информации о походе.

Ваш Комментарий:

Имя:


Комментарий:


О проекте | Контакты ©2005-2006 TimeGate.ru