Архив Хронология Свиток Форум Скрипторий
Скрипторий


Врата Времени / Скрипторий / СССР - великая супердержава

1934 год

Самолет «Максим Горький» - «последний из могикан»

Самолет «Максим Горький» - «последний из могикан»
17 июня 1934 года с аэродрома на Ходынском поле в Москве поднялся в воздух самолет АНТ-20.
Это был первый полет новой машины знаменитого А.Н. Туполева, управлял машиной Михаил Громов. Самолет назвали <Максим Горький>. Это был самый большой моторный самолет в мире. Всего было построено два таких самолета.

В октябре 1932 года один советский журналист выдвинул идею постройки <гигантского аэроплана> в ознаменование сороковой годовщины творческой деятельности Максима Горького. Горький был одним из любимых писателей Сталина и идея получила широкую поддержку.
Именем Максима Горького уже была названа агитэкскадрилья, а новый гигант должен был стать ее флагманом.
Среди населения был организован сбор средств на этот проект. Удалось собрать почти восемь миллионов рублей. Сконструировать и построить самолет поручили ЦАГИ под руководством Туполева.
Самолет строился ударными темпами. Закладка состоялась 4 июля 1933 года. За основу конструкции был взять самолет ТБ-4, который в свою очередь вел свою родословную от самолетов немецкой фирмы Юнкерс, чертежи которых были скопированы в свое время на заводе Юнкерса в России. ТБ-4 не оправдал надежд командования ВВС и от него отказались, но наработки по нему были использованы для создания самолета <Максим Горький>.

Конструкция АНТ-20 поражала воображения. Размах крыльев составлял 63 метра. Восемь моторов конструкции Микулина, каждый мощностью по 900 л.с. - по три мотора разместили на каждом крыле, а седьмой и восьмой установили на одной оси наверху фюзеляжа. Длина самолета составляла 33 метра. Большая высота сечения крыла обеспечивала бортинженеру прямо в полете доступ стоя ко всем шести двигателям. Двухлопастные пропеллеры имели диаметр четыре метра.
От ТБ-4 самолету досталась проверенная временем металлическая гофрированная обшивка фюзеляжа, крыльев и оперения. Фюзеляж делился на пять отсеков, скреплявшихся между собой высокопрочными болтами.
АНТ-20 был одни из первых самолетов в Советской России, который оборудовался автопилотом и системой для слепого полета.

Много внимания уделялось комфорту на борту самолета. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь <жилых помещений> равнялась 100 квадратных метров.
На борту имелся собственный телефонный коммутатор на шестнадцать номеров. Максимальная скорость самолета была 260 км/ч. В пассажирском варианте машина могла брать на борт 72 человека (включая экипаж).
Не смотря на успехи АНТ-20, утопичность идеи больших самолетов-гигантов была уже тогда на лицо - габариты самолета являлись предельными для конструкций машин данного типа. Самолет ТБ-4 на основе которого был построен <Максим Горький>, в результате испытаний показал более худшие результаты чем самолет ТБ-3, для замены которого его проектировали.
Однако это мало смущало руководство СССР. <Максим Горький> был самым большим самолетом в мире, что свидетельствовало о могуществе социалистического государства и его успехах во многих областях науки и техники.
Обязательным требованием при создание самолета было использование отечественных материалов.

19 июня 1934 самолет был в первые показан советскому народу, в день Москва когда встречала челюскинцев. Большекрылый гигант неторопливо летел на Москвой и разбрасывал агитационные листовки. Истребители сопровождавшие его смотрелись мухами на его фоне. Один вид АНТ-20 наполнял сердца советских людей гордостью за свою страну и вождей.
18 августа 1934 года самолет был включен в состав агитэскадрильи имени Максима Горького. Повсюду, где совершал посадки <Максим Горький>, он привлекал огромное внимание и тем самым помогал агитэскадрилье решать пропагандистские задачи.
С помощью установленных на борту громкоговорителей с самолета читали лозунги, прославляющие цели и достижения коммунизма, здравицы в адрес Сталина, транслировали с воздуха музыку и информационные сообщения.
Такого рода мероприятия называли <Голос с неба>. Во время стоянок с помощью имевшейся на борту кинопередвижки организовывали кинопросмотры, на которые приглашалась наиболее видная местная публика. Бортовая типография печатала агитационные листовки, которые затем разбрасывали с воздуха.
Для питания всего этого пропагандистского хозяйства был предусмотрен электрогенератор.

18 мая 1935 года руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке <Максима Горького>. Вместе с <Максимом Горьким> в воздух поднялись еще два самолета сопровождения.
Самолет Р-5 снимал АНТ-20 на кинопленку. Истребитель И-5 летел рядом и стал выполнять фигуры высшего пилотажа вблизи АНТ-20, ему удалось сделать два оборота вокруг гиганта, после чего И-5 потерял скорость и ударил АНТ-20 в хвостовую часть фюзеляжа.
Некоторое время <Максим Горький> продолжал лететь, но вдруг внезапно отделилось крыло и самолет разрушился в воздухе. Обломки самолета рухнули на землю в районе поселка Сокол.
На борту находилось сорок пять человек: два пилота-инспектора, десять членов экипажа и тридцать три пассажира, в том числе, шестеро детей. Все они погибли. Разбился и летчик Благин пилотировавший И-5 .

По поводу случившейся катастрофы ходило немало противоречивых слухов.
Утверждали, например, что Благин за день до полета написал, якобы, письмо, в котором сообщал, что намерен таранить самолет <Максим Горький> в знак протеста против коммунистического режима в Советском Союзе.
Коллеги Благина по ЦАГИ усомнились в достоверности этой публикации: Благин был высокопрофессиональным авиатором, ведущим летчиком-испытателем ЦАГИ и КБ Туполева.
Говорили, что Сталин не сразу принял решение хоронить погибшего летчика-испытателя вместе с остальными.
Выполнение Благиным фигур высшего пилотажа в непосредственной близости от пассажирского самолета являлось грубым нарушением правил полетов, в связи с чем были слухи, что Благину было приказано выполнить облет АНТ-20 для произведения эффекта. Даже если такое распоряжение было - найти человека отдавшего его уже не удастся.
Комиссия по расследованию причин катастрофы возглавляемая Н.С.Хрущевым в своем отчете указала, что авария произошла от удара истребителя И-5 в крыло АНТ-20. В советской прессе единственным виновником случившегося был назван Благин, самовольно решивший выполнять фигуры высшего пилотажа около самолета <Максим Горький>.
Пленка на которую была заснята катастрофа на долгие годы была спрятана в архивах под грифом "Секретно". Всех погибших, включая Благина, погребли на самом престижном в Москве Новодевичьем кладбище, семьям жертв катастрофы выдали пособие по 10 тысяч рублей и назначили повышенную пенсию.

В тот же день, когда разбился <Максим Горький>, правительство постановило взамен погибшего самолета построить три новых - <Владимир Ленин>, <Иосиф Сталин> и <Максим Горький>. Первый из них должен был быть готов к 1 мая, два других - к 7 ноября 1936 года. Вновь начали всенародный сбор средств. Вскоре последовало новое решение: создать в 1937-1938 годах эскадрилью из 16 самолетов-гигантов, предназначавшихся как для пассажирских, так и для военных целей.
Но всем этим грандиозным планам не суждено было осуществиться. Авиации нужны были новые, более скоростные и маневренные самолеты - война с гитлеровской Германией была за горами.
В итоге построили только один самолет-гигант на авиазаводе в Казани. К этому времени конструктор Микулин завершил разработку нового двигателя АМ-35 мощностью 1200 л.с, и решено было на втором АНТ-20 установить шесть таких моторов (по три на каждой плоскости) вместо восьми АМ-34, а два двигателя над фюзеляжем не устанавливать.

С 1937 по 1941 год он использовался на одной из самых загруженных воздушных линий Москва - Минводы. После начала войны самолет летал по маршруту Ташкент - Чарджоу - Ургенч.
Утром 14 декабря 1942 года он вылетел из Чарджоу в Ташкент, на борту находилось двадцать шесть пассажиров и десять членов экипажа.
Через два часа десять минут полетного времени примерно в пятидесяти километрах от аэропорта назначения самолет начал терять высоту. Несмотря на то что все двигатели продолжали работать, машина свалилась в крутое пике и врезалась в землю под углом примерно 80 градусов. При падении самолет полностью разрушился, все пассажиры и члены экипажа погибли.
В ходе расследования причин катастрофы удалось установить, что в момент падения пилота за штурвалом не было. По всей видимости, летчик передал управление одному из пассажиров, который отключил автопилот и потерял управление машиной.

На этом завершилась история самолета АНТ-20, оставившего короткий, но яркий след в истории авиации. Самолет-гигант стал одним из символов побед социализма.



<— В раздел СССР - великая супердержава


Комментарии

22.07.2008 18:02 Александр пишет

Интересно, что в катастрофе самолета "Максим Горький" все обвиняют Н.Благина - или он сам решил выполнить мертвую петлю вокруг самолета, либо ему приказали... Все материалы Инета и печатных изданий только этому и посвящены. Никто почему-то не высказывает другой версии. Ведь полеты над Москвой, тем более - полеты тяжелых самолетов были строго запрещены. В 1935 или 1936 году несколько самолетов ТБ-3 были выпущены на парад над Красной площадью вообще без установленного на них штатного вооружения. Вот вам ответ на вопрос - зачем вообще нужен был Н.Благин на его устаревшем И-5 для сопровождения "Максима Горького". А далее все примерно так: - Отклонение самолета "Максим Горький" от предусмотренного маршрута - предупреждение: первая мертвая петля. - Самолет "Максим Горький" летит прежним курсом (который не показан ни на одной схеме, схем этого происшествия вообще нигде нет) - Н.Благин выполняет то, что должен был по своей инструкции - сбить самолет, уклоняющийся от маршрута... Е

Ваш Комментарий:

Имя:


Комментарий:


О проекте | Контакты ©2005-2006 TimeGate.ru